Что представляют собой основные поправки в Конституции
Скоро всех погонят на голосование. Нам предложат ответить на вопрос: быть или не быть поправкам в Конституции? При этом, что представляют собой эти поправки, нам, в большинстве случаев, не очень-то известно.
Между тем, есть в интернете специальный сайт https://2020og.ru/, на котором они выложены.
Поправок очень и очень много. Фактически они должны изменить Конституцию до неузнаваемости. Для иллюстрации достаточно сказать, что закон «О поправке [так в тексте, почему-то в единственном числе – ред.] к Конституции Российской Федерации», который можно скачать на том же сайте, состоит аж из 68 страниц.
Именно в нём перечислены все будущие изменения, которые мы должны либо принять, либо отвергнуть.
Что ни скажи, а в основательности нашим властям не откажешь: эту телемахиду даже прочитать – уже непосильный труд, а уж осмыслить и взвесить все за и против – и вовсе адская работа.
Поневоле начинаешь задумываться, а нет ли здесь какой-нибудь уловки? Какую иголку прячут наши власти в этом огромном стогу сена?
Создатели сайта разделили все поправки на 15 тематических разделов. Большинство из них имеет популистский характер:
- раздел 1 говорит про заботу о детях;
- раздел 2. – о традиционных семейных ценностях;
- раздел 3. – о трудовых правах;
- раздел 4. – о «социальном» государстве;
- раздел 5. – о защите прав инвалидов;
- раздел 6. – о медицине;
- раздел 10. – об экологии;
- раздел 11. – о «гражданском обществе»;
- раздел 12. – о языке;
- раздел 13. – о культуре;
- раздел 14. – о науке и технике;
- раздел 15. – об исторической преемственности по отношению к СССР.
Этот последний составители поправок явно добавляли скрипя зубами от ненависти, но желание, чтобы законопроект был популярен в народе, оказалось сильней их личной неприязни к социализму.
Вызывает удивление, что ради всего перечисленного было решено вносить изменения в Основной закон, хотя достаточно было бы серии хорошо подготовленных Федеральных законов.
Сразу обращает на себя внимание то, что все перечисленные популистские пункты располагаются ближе к началу и к концу списка. Самое важное должно быть где-то в середине, на которую при беглом просмотре люди реже обращают внимание.
Прежде всего, обратим внимание на пункт 7-й, где говорится о том, что «Конституция провозглашает новые требования к людям, занимающим самые ответственные должности в стране».
Попробуем вчитаться в этот пункт, благо интернет-ресурс https://2020og.ru/#07 даёт нам такую возможность.
В пункте 3 статьи № 77 перечисляются требования к главе субъекта РФ, а также руководителю высшей исполнительной власти субъекта. Поясним субъекты России – это области, республики и т.д.
Глава субъекта – это, как правило, губернатор, руководитель исполнительной власти – глава правительства региона. К ним предъявляются, в частности, следующие требования: они должны постоянно проживать в РФ, не должны иметь иностранного гражданства или вида на жительства в другой стране, им также запрещено открывать и иметь счета и ценности «…в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации».
Последняя фраза звучит весьма двусмысленно, поскольку руководителям субъектов не запрещается иметь счета и ценности в иностранных банках, расположенных на территории России.
В целом же, весь пункт имеет характер благого пожелания, потому что ни слова не говорится о том, что иностранного гражданства и заграничных счетов не могут иметь ближайшие родственники чиновников. Не говоря уже о подставных лицах, в качестве которых могут выступать друзья и любовницы.
Так что толку от этого нового пункта – шиш.
Стоило ради этого, пусть и благого пожелания, переиначивать Основной закон? Тем более, что для его реализации нужна ещё и исполнительная воля, а её в наших краях как раз не хватает.
В статье № 78 те же самые запреты налагаются на глав федеральных государственных органов, под которыми подразумеваются руководители ветвей власти: законодательной (ключевые фигуры в парламенте), исполнительной (главы Правительства и некоторых других ведомств) и судебной (главы Конституционного и Верховного судов).
В статье № 81 – ограничения распространяются на президента, в статье № 95 (п. 4) – на сенаторов, в статье № 97 – на депутатов Государственной Думы, в статье № 119 – на судей.
На этом и заканчивается «хорошее» в этом пункте.
Дальше начинается «плохое».
В статье № 81 добавляется п. 3.1, который гласит, что
«Положение…, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции…»,
что означает, что В.В. Путин сможет залезть в президентское кресло ещё на два срока, а это ещё 12 лет. Впрочем, об этом уже немало было разговоров на просторах интернета.
Но есть и кое-что не менее важное, на что пока мало обращают внимание.
Прежде всего, как все знают, наш парламент двухпалатный, причём избирается только его нижняя палата, именуемая Государственной Думой. Верхняя палата парламента, Совет Федерации, которая при желании может блокировать любой думский законопроект, ранее состояла из двух представителей от каждого региона.
Простые смертные никак не могут контролировать верхнюю палату, и все рычаги управления ей находятся в руках высокопоставленных чиновников.
И это – большая беда для всех налогоплательщиков. Авторы поправок в Конституцию даже не задались мыслью сделать Совет Федерации выборным органом. Напротив, к числу сенаторов в проекте добавляется экс-президент после истечения срока его полномочий, а также до тридцати представителей действующего президента (статья № 81, п. 2а-в).
То есть, после принятия поправок, Совет Федерации станет ещё более прочным барьером, отделяющим постой народ от власти, чем был раньше.
Причём, влияние президента на верхнюю палату парламента ещё сильнее упрочнится. И, в связи с этим, ехидной усмешкой выглядит скорректированный поправками подпункт е) пункта 1 статьи № 102, гласящий, что к ведению Совета Федерации относится отрешение президента от власти.
В таком составе этот орган даже не задумается об импичменте.
Одним словом, в просмотренных статьях нет ни одного доброго начинания, которое нельзя было бы свести на нет, и есть немало скользких и откровенно опасных моментов.
Прежде чем голосовать за поправки, мы советуем всерьёз задуматься о том, какой плод они могут нам принести, ведь любое дерево, согласно библейскому выражению, познаётся по плодам.