Зарплата депутата городской думы или местного самоуправления и их помощников
Наверное, все мы без исключения возмущаемся, когда слышим о том, как депутаты Государственной Думы в очередной раз повышают себе зарплату, о том, какими льготами награждают себя господа-«сенаторы» и т.д.
По просторам интернета с небольшими вариациями гуляет фраза: «почему слуги народа живут лучше хозяев?».
Немало также сообщений, свидетельствующих о нравах, царящих среди депутатов. Встречаются среди них такие, кто не прочь совместить депутатские полномочия с членством в ОПГ, или устроить пьяный дебош, или сбить кого-нибудь на машине.
А какие порой глупости приходится слышать из депутатских уст! Такое впечатление, что эти господа нарочно куролесят, чтобы позабавить народ. И за всё это налогоплательщики платят из своего кармана, словно короли одаривая своих шутов.
Безусловно, возмущению в таких случаях нет предела. Так и хочется призвать народ снять господ-депутатов с довольствия. Зачем, в самом деле, тратить на них кровно заработанные деньги с наших налогов?
Но, так ли однозначно обстоят дела у депутатов?
Прежде всего, жизненный уровень и зарплата «слуги народа» всерьёз зависит от ранга учреждения, в котором наш герой заседает. То, что позволено юпитеру из Государственной Думы, то никак не получится у скромного бычка из заштатного «парламента» города районного подчинения.
Люди, занимающие выборные должности в сельсоветах (депутаты местного самоуправления), городских Думах и т.д. – отнюдь не миллионеры. А в отдельных случаях они и вовсе не получают никаких денежных средств за свою депутатскую работу. Особенно часто это касается народных избранников сельских поселений, но случается такое и в городах.
И здесь закономерно возникает вопрос: правильно ли это в современных условиях?
Чиновники, занимающиеся составлением уставов для выборных законодательных органов различных уровней, наверняка объяснят это заботой о народе. Дескать, если не платить депутатам деньги, то в выборные органы пойдут только люди славящиеся своим бескорыстием.
А кто-нибудь из представителей власти может даже вспомнить историю, и заметить, что в советское время представителям депутатского корпуса тоже не платили зарплату.
Правда, говорить о советском опыте здесь и сейчас просто смешно, потому что в те годы простой работяга на свою заработную плату мог себе позволить то, что сейчас сможет получить не всякий баловень судьбы.
А вот о бескорыстии современных депутатов стоит сказать особо. Ведь, как бы самоотвержен ни был человек, ему всё-таки необходимо где-то жить и чем-то питаться. А всё это стоит денег.
Если у депутата не будет денег на существование, то он от голода съест свой мандат.
Хорошо если он состоит в какой-нибудь партии. Тогда она может взять на себя содержание своего представителя в местном «парламенте» вплоть до истечения срока его полномочий. А что если нет? Тогда ему нужно работать, чтобы обеспечить себя и свою семью.
А работа требует времени и сил, то есть того же, чего требует исполнение депутатских полномочий. Поэтому неизбежна дилемма: потратить силы на добывание хлеба насущного или изменить ситуацию в округе к лучшему? Либо то, либо другое.
Быть депутатом без зарплаты по карману далеко не всякому человеку.
И здесь нельзя не вспомнить об одном обстоятельстве. Дело в том, что как раз в сельских округах и небольших городах, люди знают друг друга значительно лучше, чем в мегаполисах.
И именно здесь выше вероятность того, что на выборную должность пройдёт человек, который действительно намерен действовать в интересах граждан. Но пойдет ли он на риск погибнуть с голода?
Не является ли отсутствие зарплаты для народного избранника в сельском или небольшом городском округе своеобразным муниципальным фильтром, отсеивающим всё живое, и оставляющим только то, что угодно вышестоящим лицам?
А ведь депутат часто не может обходиться без помощников, которые тоже должны на что-то жить, потому что и у ни есть биологические потребности в еде, тепле и жилище. Ну и как здесь быть?