На дорогах за пределами населённых пунктов устанавливают бордюры
Пензенская область снова оказалась впереди планеты всей. В ней произошло то, чего, наверное, нет больше нигде на Земном шаре. А именно:
У нас додумались на дорогах федерального значения за пределами населённых пунктов устанавливать бордюры.
Мы далеко не первые, кто говорит об этом
Но доводилось и нам наблюдать результаты весьма масштабных работ по установке бордюров на трассе М5
И большинство водителей, судя по всему, от новой инициативы не в восторге.
Действительно, если рассуждать с позиций здравого смысла, то пользы от этих бордюров нет никакой, они устанавливаются разве что для красоты. Более того, их сооружение весьма затратно, потому что из-за него приходится поднимать уровень обочины, превращая её в асфальтовый тротуар.
А вот опасность на дорогах бортовые камни существенно увеличивают, так как препятствуют съезду с дороги.
Допустим, вы едете по федеральной трассе, и у вас вдруг спустило колесо, или забарахлил двигатель. Самое разумное в этот момент – остановить машину на обочине, чтобы не препятствовать движению.
Но если на краю дороги находится бордюрное заграждение, такой вариант становится невозможен.
А что если на дороге в час-пик водитель какого-нибудь автомобиля потеряет управление? Тогда спасения для окружающих нет, останется только молиться. Избегнуть столкновения не даст всё тот же пресловутый бордюр.
Но кто из чиновников и предпринимателей в наших краях прислушивался к голосу разума, когда подворачивался шанс подзаработать под каким-нибудь благовидным предлогом? С этими господами нужно разговаривать только на языке юридических норм.
Ведомственные строительные нормы
Поэтому очень бы хотелось напомнить лицам, которые несут ответственность за бордюрную эпопею, про один нормативный документ. Он называется
«Ведомственные строительные нормы. Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. ВСН 25-86».
Принят он был ещё в 1986 году, но действует и по сей день. Специально для И.А. Белозерцева, который явно питает слабость к бордюрному делу, даём ссылку на этот документ:
Пункт 8.6.4. гласит:
«Устройство у кромки проезжей части на границе с обочинами или с разделительной полосой возвышающегося бордюра допускается только в пределах населенных пунктов. Высота бордюра без скошенных граней должна быть не более 5-6 см. При установке более высокого бордюра его грани должны быть скошены в сторону проезжей части с наклоном 1:5-1:10. Подобные же требования к бордюрам предъявляются при устройстве островков на канализированных и кольцевых пересечениях».
Закон есть закон: за пределами населённых пунктов недопустимо устанавливать возвышающийся бордюр. И этот норматив абсолютно соответствует аргументам здравого смысла. Возведение бордюров в пределах городской черты и на селе вполне оправдано, потому что там они выполняют важную функцию – защищают пешеходов от машин потерявших управление.
За пределами населённых пунктов, где вероятность сбить пешехода стремится к нулю, бордюры не только бесполезны, но и опасны, так как лишают водителей подчас единственного способа избежать аварии – съехать на обочину.
Кроме того, бордюры препятствуют стоку дождевых вод, из-за чего на дороге после ливня может образоваться целое озеро, что также ситуацию не улучшит.
Кроме того, в последнее время создаётся устойчивое впечатление, что наши горе-строители стараются задрать пешеходную дорожку как можно выше транспортной, словно это не тротуар, а набережная канала, а сами мы не в Пензе, а где-нибудь в Венеции.
Высокие бордюры и в городе приносят людям мало радости. Из-за них после дождя дорога нередко превращается в довольно глубокую реку. Пожилым людям трудно перешагивать через борта дороги. О высокие бордюры легко споткнуться. Да и автомобилистам они не приносят ничего хорошего, потому что об них можно повредить машину.
Между тем, существует норматив (ГОСТ Р 52767-2007), в пунктах 4.2.4. и 4.2.5. которого говорится о том, что высота бордюра не может превышать 10 см (ссылка: http://docs.cntd.ru/document/1200057528).
Правда, речь в этом документе идёт о направляющих островках и островках безопасности, но фактически, любой тротуар и представляет собой своеобразный островок безопасности в бушующем море машин.
Поневоле напрашивается вопрос: у нас в области вообще что-нибудь делается в соответствии с нормативами, или всё – как бог на душу положит?
Ведь строительные нормы, особенно в советское время, не списывались с потолка. В их основе всегда лежал принцип обеспечить людям максимальную безопасность.
Сейчас, должно быть, для чиновничьей братии этот принцип полностью утратил актуальность.