Смотровая площадка в Пензе рядом с монументом «Росток»
Наверное, многим из жителей Пензы памятно неимоверно затянувшийся капитальный ремонт набережной реки Суры от Моста Дружбы до памятника «Росток». Думаю, многие вздохнули с облегчением, когда реконструкция стала подходить к концу.
Смотровая площадка рядом с монументом «Росток», являющимся одним из наиболее узнаваемых символов города, открылась в мае 2017 года [ ссылка… ].
Вслед за ней, для городского обывателя стали доступны гранитные одеяния западного берега Суры. Насколько хороши были итоги работ, - вопрос спорный. Но, судя по всему, пензенские чиновники были от них в полном восторге.
Их восхищение было настолько велико, что хулиганов, которые начали ломать и расписывать новенькие скамейки на набережной, провластные СМИ начали обвинять ни много, ни мало в вандализме [ ссылка… ], [ ссылка… ].
В таких случаях не знаешь: плакать или смеяться.
Конечно, уродовать деревянные лавки – дело аморальное. Но вандалами принято называть тех, кто замахивается на что-то святое, будь то памятник, могила, вечный огонь и т.п.
А кто причислял к лику святых деревянные скамейки на набережной реки Суры?
Надо отличать вандализм от простого хулиганства. Между ними примерно такая же разница как между убийством по неосторожности и геноцидом. Мы нисколько не выгораживаем городскую шпану. Очень бы хотелось, чтобы она получила по заслугам.
Но зададимся на миг вопросом: а есть ли у чиновников моральное право обвинять местное хулиганьё в неуважении к тому, что свято?
Не будем далеко ходить, и возьмём для примера тот же памятник «Росток». Он, как известно, был возведён в 1967 году, в честь 50-летия Октябрьской революции, и должен был символизировать вклад пензенцев в дело социалистического строительства и в победу над врагом во время Великой Отечественной войны.
В состав единого мемориального комплекса «Ростка» входит гранитная стела с барельефами. Изображение на восточной стороне барельефа символизирует военный подвиг наших предков, изображение на западной – подвиг мирного времени, совершённый в поле, у станка и за рабочим столом. Тут же красуется надпись: «Слава героям».
Во время пресловутой реконструкции набережной, западный барельеф был закрыт стеклом на котором были написаны имена уроженцев Пензенской области, удостоенных звания героев Советского Союза, социалистического труда и других высокопоставленных наград.
Мы нисколько не подвергаем сомнению, что имена героев надо чтить. Но почему стеклу, на котором написаны их фамилии, не нашлось места нигде кроме как на самом барельефе?
Мастерски сделанные изображения колхозников, рабочих и учёных стали недоступны для людей.
В то же время, никто бы не пострадал, если бы эти стёкла установили в нескольких метрах от памятника (там достаточно места для этого).
Почему никто из горе-реконструкторов и чиновников, приставленных наблюдать за ними, не задумался о том, гранитная стела является частью всего мемориального комплекса «Росток», а закрывать памятники от глаз людей нельзя.
По крайней мере, это – верх бескультурья.
Так как всё это делалось при полном попустительстве высокопоставленных чиновников, а, может быть, и с их подачи, логично задать вопрос: какое наши «государственные мужи» имеют моральное право обвинять хулиганов, портящих скамейки на набережной, в бескультурье?
На наш взгляд, примерно такое же, как пьяница, пришедший домой на бровях, имеет право отчитывать своих детей за плохие отметки.